Тема 3.1. Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения от ЧС.

 

Изучаемые вопросы:
1. Основные принципы, на которых строится политика государства в области безопасности:
2. Законодательство Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера
3. Законодательство Российской Федерации в области ГО.

 

1. Основные принципы, на которых строится политика государства в области безопасности:
•защита от ЧС подлежит все население РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории страны;
•подготовка и реализация мероприятий по защите от ЧС осуществляется с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
•при возникновении ЧС обеспечивается приоритетность задач по спасению жизни и сохранения здоровья людей;
•мероприятия по защите населения и территорий от ЧС планируются и осуществляются в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями РФ, Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
•основной объем мероприятий, направленных на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводится заблаговременно
•планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС проводится с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС;
•объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;
•ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась ЧС. При недостаточности сил и средств привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти, а при необходимости силы и средства других субъектов РФ.





2. Законодательство Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нор­мы в области защиты населения, а также всего земельного, водного, воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, окружающей природной среды от ЧС определяет Федераль­ный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуа­ций природного и техногенного характера».
Действие настоящего Федерального закона распространяется на от­ношения, возникающие в процессе деятельности органов государствен­ной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и органи­заций независимо от формы их собственности и населения в области защиты от ЧС.
Структура Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»:
В первой главе представлены цели закона, задачи РСЧС, грани­цы зон ЧС, порядок гласности и информирования населения, а также основные принципы его защиты.
Важным фактором в обеспечении защиты населения и территорий является гласность и информирование о ЧС.
Информацию составляют сведения о прогнозируемых и возникших ЧС, их последствиях, о состоянии защиты населения и территорий, принятых мерах по обеспечению их безопасности, приемах и способах защиты населения от них, а также данные о радиационной, химичес­кой, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безо­пасности на соответствующих территориях.
Федеральные органы государственной власти, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население по указан­ным вопросам через средства массовой информации и по иным каналам.
Вторая глава определяет полномочия Президента Российской Фе­дерации, Федерального собрания России, органов государственной вла­сти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в об­ласти защиты населения и территорий от ЧС.
В третьей главе закреплены обязанности федеральных органов исполнительной власти и организаций по защите населения и территорий от ЧС, участие общественных объединений в их ликвидации, а также по­рядок привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации для ликви­дации ЧС и сил и средств органов внутренних дел при ликвидации ЧС.
В четвертой главе приведены права и обязанности граждан по за­щите от ЧС.
Граждане России имеют право (ст. 18):
•на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС в любом регионе, любом населенном пункте;

  1. при необходимости использовать средства коллективной и индивидуальной за­щиты, другое имущество органов исполнительной власти республик, краев, областей, местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты людей в ЧС;

• получать информацию о надвигающейся опасности и риске, которому может
подвергнуться население той или иной территории, правилах поведения и мерах безопасности с учетом складывающейся обстановки;
• обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы мест­ного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защи­ты населения и территорий от ЧС;
участвовать (в установленном порядке) в работах по предупреждению и ликви­дации ЧС;

  1. на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ава­рий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий;
  2. на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС;
  3. на государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе работ по лик­видации ЧС;
  4. па пенсионное обеспечение в случае лагери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
  5. на пенсионное обеспечение в случае потери кормильца, погибшего или умерше­го от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий.

Без четкого выполнения своих обязанностей гражданами трудно говорить об устойчивом эффективном функционировании всей систе­мы РСЧС. Поэтому каждый россиянин обязан (ст. 19):

  1. активно содействовать выполнению всех мероприятий, проводимых МЧС России;
  2. соблюдать законы и иные нормативные и правовые акты в области зашиты насе­ления и территорий от ЧС;
  3. выполнять меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушения производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к ЧС;
  4. изучать основные способы зашиты населения и территорий от ЧС, приемы ока­зания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллектив­ными и индивидуальными средствами защиты, постоянно наращивать и совершен­ствовать свои знания и практические навыки для действий в любых складывающихся условиях;
  5. знать сигналы оповещения и порядок действий по ним;
  6. четко выполнять правила поведения при угрозе и возникновении ЧС;

• при первой возможности оказывать содействие в проведении аварийно-спаса­тельных и других неотложных работ.


Пятая глава определяет порядок подготовки населения и пропа­ганду знаний в области защиты населения от ЧС. Такая подготовка ЧС осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреж­дениях, а также по месту жительства.
В шестой главе отражены вопросы финансирования органов уп­равления и мероприятий по ликвидации ЧС, а также создания и ис­пользования резервов финансовых и материальных ресурсов для лик­видации чрезвычайных ситуаций.
Седьмая глава посвящена порядку организации и проведения государственной экспертизы, надзора и контроля защиты населения и территорий от ЧС, а также ответственности за нарушение настоящего законодательства.
Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении зако­нодательства Российской Федерации по защите населения и территорий от ЧС, создании условий и предпосылок к их возникновению, неприня­тии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федера­ции несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и граж­данско-правовую ответственность в соответствии с законодательства­ми Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Восьмая глава определяет правила применения международных договоров Российской Федерации в области защиты населения и терри­торий от ЧС.
В главе девять говорится о вступлении Федерального закона в силу.


3. Законодательство Российской Федерации в области ГО
Задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осу­ществления, полномочия органов государственной власти РФ, испол­нительной власти ее субъектов, местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственно­сти, а также силы и средства ГО определяет Федеральный закон «О гражданской обороне».
Структура Федерального закона «О гражданской обороне»:
В первой главе определены задачи, правовое регулирование, принципы и ведение ГО на территории РФ.
Во второй - полномочия Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти в области ГО.
В третьей - полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и организаций, а также права и обязанности граждан в области ГО.
В четвертой - порядок управления и организации служб ГО, а также структура её системы. Определен и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный решать задачи ГО.
В пятой - состав сил ГО, основы деятельности её войск, а также порядок создания и деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований.
В шестой - порядок финансирования мероприятий ГО и ответственность за нарушение законодательства РФ в этой области.
Граждане РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ:
- проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их;
- принимают участие в проведении других мероприятий по ГО;

- оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области ГО.