Тема 6.2. Обеспечение военной безопасности РФ. Военная организация государства.

Изучаемые вопросы:
1. Основные принципы обеспечения военной безопасности.
2. Основные задачи по обеспечению военной безопасности.

Задачи государства в области обеспечения военной безопасности
Обеспечение военной безопасности - важнейшее направление деятельности государства. Российская Федерация рассматривает обеспечение своей военной безопасности в контексте строительства демократического правового государства, осуществления социально-экономических реформ, утверждения принципов равноправного партнерства, взаимной выгоды и добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира.

1. Основные принципы обеспечения военной безопасности:
· сочетание твердого централизованного руководства военной организацией государства с гражданским контролем ее деятельности;
· эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификации военных угроз, адекватность реагирования на них;
· достаточность необходимых для обеспечения военной безопасности сил, средств и ресурсов, их рациональное использование;
· соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности;
· не нанесение ущерба международной безопасности и национальной безопасности других стран.

2. Основные задачи по обеспечению военной безопасности:
а) в мирное время:
· формирование и реализация единой государственной политики в области обеспечения военной безопасности;
· создание и совершенствование системы обороны Российской Федерации и ее союзников;
· обеспечение безопасности и защита граждан Российской Федерации;
· создание благоприятных внешнеполитических условий;
· строительство, поддержание и укрепление дружественных, добрососедских Партнерских (союзнических) отношений с соседними и другими государствами;
· предотвращение (сдерживание, в том числе ядерное) агрессии или угрозы любого масштаба против Российской Федерации и ее союзников со стороны любого государства или группы государств;
· обеспечение (при необходимости) политических акций Российской Федерации путем проведения соответствующих мероприятий военного характера (военно-морское присутствие);
· осуществление контроля за выполнением зарубежными государствами своих обязательств в области ограничения, сохранения и ликвидации вооружений и укрепления мер доверия;.
· всестороннее обеспечение и качественное совершенствование Вооруженных Сил Российской Федерации и других компонентов военной организации государства, поддержание их готовности к согласованным действиям по предотвращению, отражению и пресечению внешних и внутренних угроз;
· совершенствование экономической, технологической и оборонно-промышленной базы, повышение мобилизационной готовности экономики, организация подготовки органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, населения страны к решению задач по обеспечению военной безопасности, ведению территориальной и гражданской обороны;
· поддержание внутриполитической стабильности, защита конституционного строя, целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации;
· защита объектов и сооружений Российской Федерации в Мировом океане, космическом пространстве; на территории зарубежных государств, судоходства, промысловой и других видов деятельности в прилегающей морской зоне и удаленных районах Мирового океана;
· охрана и защита государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории, воздушного пространства и подводной среды, а также исключительной экономической зоны и континентального шельфа и их природных ресурсов;
· развитие необходимой военной инфраструктуры;
· организация и осуществление активной поддержки обществом мероприятий по обеспечению военной безопасности;
· обеспечение готовности к участию и участие в миротворческой деятельности.
6) в период угрозы военной безопасности и с началом войны
(вооруженного конфликта):
· своевременное объявление состояния войны, введение военного или чрезвычайного положения в стране либо в отдельных местностях, проведение полного или частичного стратегического развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (их части) и приведение их в готовность к выполнению задач; приостановка выполнения обязательств Российской Федерации по соблюдению международных договоров в области ограничения, сокращения и ликвидации вооружений;
· координация действий органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, общественных организаций и граждан по отражению и пресечению агрессии, достижению целей войны (вооруженного конфликта);
· организация и скоординированное ведение вооруженной, политико-дипломатической, информационной, экономической и других видов борьбы;
· введение в действие нормативных актов военного времени, принятие и реализация решений по подготовке и ведению военных действий;
· перевод экономики страны, отдельных ее отраслей или организаций! транспорта и коммуникаций на работу в условиях военного времени;
· организация и осуществление мероприятий территориальной и гражданской обороны;
· оказание помощи союзникам Российской Федерации и мобилизация их возможностей для достижения совместных целей в войне (вооруженном конфликте);
· предотвращение вовлечения других государств в войну (вооруженный конфликт) на стороне агрессора;
· использование возможностей ООН, других международных организаций по принуждению агрессора к прекращению войны (вооруженного конфликта) на возможно более ранней стадии и восстановлению международной стабильности, безопасности и мира.
Цели и задачи военно-технического обеспечения военной безопасности
Главной целью является финансовое и материальное обеспечение военной организации государства, ее оснащение эффективными системами вооружения, военной, специальной техникой и имуществом в количествах, необходимых для гарантированного обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
Определены приоритеты военного строительства: достаточным количеством войск и сил флота обеспечить- более высокое качество обороны государства. Суворовский девиз «не числом, а умением» в XXI в. становится еще более актуальным.
Оборона должна быть посильной для экономики государства и в то же время способной адекватно отреагировать на любые угрозы его безопасности. Она должна быть гибкой и подвижной: при нарастании угроз одновременно должна нарастать и оборонная мощь государства. И наоборот. Любое преувеличение или преуменьшение угрозы национальной безопасности чревато тяжелыми последствиями, особенно в условиях скудности экономических ресурсов.
Международное военное и военно-техническое сотрудничество Российская Федерация организует и осуществляет международное военное и военно-техническое сотрудничество, исходя из своих национальных интересов, необходимости сбалансированного решения задач по обеспечению военной безопасности. Международное военное сотрудничество строится на принципах равноправия, взаимной выгоды и добрососедства с целью достижения международной стабильности, национальной, региональной и глобальной безопасности.
Основные положения военной доктрины Российской Федерации и материалы руководящих документов Министерства обороны не могут охватить все многообразие сложной проблематики. Эти документы по мере изменения обстановки на международной арене и внутри страны, естественно, нуждаются в конкретизации и развитии.
Российская Федерация гарантирует последовательное и твердое выполнение своей военной доктрины, соблюдение Устава ООН, общепризнанных норм и принципов международного права.
ВЫВОД. Военная доктрина создает организационную и методологическую базу для практической работы по совершенствованию военной организации государства и повышению ее эффективности.





Историческая справка
В делении современных войн на справедливые и несправедливые можно усмотреть некий «идеологический» подтекст. Однако такая характеристика войны не связана с идеологическими догмами любого толка. Она выражает ее политико-правовую, нравственно-этическую суть, которая в решающей степени определяет отношение к войне народа, общества, а значит, в конечном счете, и ее ход и исход. Об этом свидетельствует всемирная история, в том числе особенно наглядно - история России.
По подсчетам В.О. Ключевского, великорусская народность в пери-од своего формирования за 234 года (1228-1462) вынесла 160 внешних войн.
В XVI в. Московия защищалась на северо-западе от Речи - Посполитой, войск Ливонского ордена и Швеции в течение 43 лет, ни на год не прерывая между тем борьбы против кочевых племен на южных, юго-восточных и восточных границах. В XVII в. Россия воевала 48 лет, а в XVIII в. - 56 лет. В целом для России XIII-XIX вв. состояние мира было скорее исключением, а война - жестоким правилом.
Двадцатый век вместил в себя две мировые войны и более 250 локальных вооруженных конфликтов. Наиболее крупные из них:
· в Корее (1950-1953);
· во Вьетнаме (1964-1975);
· на Ближнем Востоке (1967, 1973, 1982);
· на Фолклендских островах (1982);
· в Афганистане (1979-1989);
· в зоне Персидского залива (1991);
· в Чечне (1994-1996,1999-2000).
Начиная с 1945 г. по настоящее время войны унесли более 30 млн. человеческих жизней.

Россия была в эпицентре основных военных событий XX столетия. Таким образом, с позиций прошлого исторического опыта совершенствование обороны для Российского государства является объективной необходимостью. К защите Отечества надо быть готовым постоянно.