Тема 2. Организационные основы защиты населения от ЧС мирного и военного времени

 

Изучаемые вопросы:
1. Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
2. Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения при ведении военных действии.
3. Структура ГО на объектах экономики.


1. Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Цели и задачи РСЧС
На протяжении всей истории человечество подвергается воздей­ствию стихийных бедствий, аварий и катастроф, которые уносят ты­сячи жизней, причиняют колоссальный экономический ущерб, за ко­роткое время разрушают все, что создавалось годами, десятилетиями и даже веками.
До начала 90-х годов устранение последствий крупных аварий и катастроф поручалось, как правило, силам гражданской обороны (ГО), ориентированным на чрезвычайные ситуации (ЧС) и защиту населения в военное время, в частности, от оружия массового пора­жения. В середине 80-х и начале 90-х годов на фоне мирной обста­новки боевыми выглядели потери при авариях, катастрофах и сти­хийных бедствиях. Так, авария на Чернобыльской АЭС, землетрясе­ние в Армении, печально известная авария на газопроводе в Башкортостане, взрыв в Арзамасе, увеличение числа железнодорож­ных и авиационных катастроф вскрыли серьезные недостатки этой системы. Нужны были координальные преобразования в области лик­видации чрезвычайных ситуаций.
С учетом этого Правительство Российской Федерации своим по­становлением от 27 декабря 1990 г. образует Российский корпус спасателей. Его целями объявляются прогнозирование, предотвра­щение и ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и других чрезвычайных ситуаций, координа­ция деятельности министерств, ведомств и других органов управ­ления в экстремальных условиях. Позже этот день было решено считать днем создания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвида­ции последствий стихийных бедствий (МЧС России), а в 1995 г, Указом Президента Российской Федерации он был объявлен Днем спасателя.
Создание МЧС России стало первым и главным шагом при постро­ении в стране современной системы предупреждения и ликвидации чрез­вычайных ситуаций. В апреле 1992 г. Правительством Российской Фе­дерации было принято и утверждено Положение о Российской систе­ме предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Через два с половиной года эта система, основательно проверенная практикой, была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС.
Цель создания системы - объединение усилий центральных ор­ганов федеральной исполнительной власти, органов представитель­ной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, го­родов и. районов, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвы­чайных ситуаций.


Основные задачи РСЧС:





  1. разработка и реализация законов и других важных документов, регулирующих вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
  2. осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на пре­дупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреж­дений и организаций в ЧС;
  3. обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, пред­назначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
  4. сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
  5. подготовка населения к действиям при ЧС;
  6. прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
  7. создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
  8. осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;
  9. ликвидация ЧС;
  10. осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
  11. реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС;
  12. международное сотрудничество в области зашиты населения и территорий от ЧС.

Структура и органы управления РСЧС


РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федераль­ных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, решающих вопросы защиты населения и территорий от ЧС (схема 1).

Схема 1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

1
Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональ­ных подсистем и имеет пять уровней:

  1. федеральный, охватывающий всю территорию Российской Федерации;
  2. региональный, охватывающий территорию нескольких субъектов Российской Федерации;
  3. территориальный, охватывающий территорию субъекта Российской Федерации;
  4. местный, охватывающий территорию района (города, населенного пункта);
  5. объектовый, охватывающий территорию объекта.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Рос­сийской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административ­но-территориальному делению этих территорий.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными орга­нами исполнительной власти для организации работы по защите населе­ния и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отрас­лей экономики. Таких подсистем насчитывается более трех десятков.
Каждый уровень РСЧС имеет: координирующие органы; постоянно действующие органы управления, уполномоченные решать задачи в об­ласти защиты населения и территорий от ЧС; органы повседневного уп­равления; силы и средства; финансовые и материальные резервы; систе­мы связи, оповещения, информационного обеспечения. Структура коор­динирующих органов управления РСЧС представлена на схеме 2.

 

1

Основные задачи КЧС органов исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации и органов местного самоуправления:

  1. контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС. а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объекгов в условиях ЧС;
  2. наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды и потенци­ально опасных объектов, прогнозирование ЧС;
  3. обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС, а также создание и поддержание в состоянии готовности пунктов управления;
  4. разработка нормативных правовых актов в обласги защиты населения и террито­рий от ЧС;
  5. разработка и осуществление федеральных целевых и научно-технических про­грамм, разработка и реализация территориальных программ по предупреждению и ликвидации ЧС;
  6. создание резервов финансовых и материальных средств на случай возникнове­ния ЧС;
  7. взаимодействие с другими КЧС, военным командованием и общественными объе­динениями по предупреждению и ликвидации ЧС;
  8. руководство работами по ликвидации ЧС;
  9. планирование и организация эвакуации населения из районов ЧС, размещения его в безопасной зоне и возвращения в места постоянного проживания;
  10. сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС;
  11. руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и сил РСЧС к действиям в ЧС.

Необходимо подчеркнуть, что в КЧС входят ответственные предста­вители соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, что позволяет заблаговременно реализовать меры по предупреждению ЧС, а в экстремальных условиях - оперативно моби­лизовать ресурсы соответствующей территории и эффективно ликви­дировать ЧС.
Задачи объектовых КЧС:

  1. руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению ЧС, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчи­вости функционирования организаций и объектов при возникновении ЧС;
  2. организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержа­нию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;
  3. обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при ЧС, руководство ликвидацией ЧС и эвакуацией персонала организаций и объектов;
  4. руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
  5. организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала

организаций и объектов к действиям в ЧС.
Постоянно действующими органами управления РСЧС являются органы управления ГОЧС, структура которых приведена на схеме 3.
Схема 3. Структура постоянно действующих органов управления РСЧС
1
Размещение органов повседневного управления РСЧС (схема 4) осу­ществляется на пунктах управления, оснащенных соответствующими сред­ствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
Схема 4. Состав органов повседневного управления РСЧС

1

Режимы функционирования РСЧС
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или воз­никшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной влас­ти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в пре­делах конкретной территории устанавливается один из режимов функ­ционирования РСЧС:

  1. режим повседневной деятельности - при обычной производственно-промышлен­ной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмологичес­кой и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпи-фитотий;
  2. режим повышенной готовности - при ухудшении указанной обстановки, получе­нии прогноза о возможности возникновения ЧС;
  3. режим ЧС - при возникновении и во время ликвидации ЧС.

Силы и средства ликвидации ЧС
Важнейшая составная часть РСЧС - ее силы и средства (схема 5).
Схема 5 Состав сил и средств РСЧС

 

 

 

Силы и средства РСЧС

 

Силы и средства наблюдения и контроля

 

 

Силы и средства ликвидации ЧС

Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, ана­лиз состояния природной среды, хода природных процессов и явле­ний, потенциально опасных объектов, продуктов питания, веществ, материалов, здоровья людей и т. д. Благодаря их деятельности удает­ся предупреждать многие ЧС, прогнозировать возможное их возник­новение, оповещать об угрозе и возникновении ЧС органы управле­ния и население.
В состав сил и средств ликвидации ЧС входят:

  1. учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф;
  2. формирования службы защиты животных и растений Минсельхозпрода России;
  3. военизированные противоградовые и противолавинпые службы Росгидромета;
  4. территориальные аварийно-спасательные формирования Государственной инс­пекции по маломерным судам Минприроды России;
  5. военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасатель­ные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных орга­нов исполнительной власти;
  6. соединения (части) войск ГО и подразделения поисково-спасательной службы МЧС России;
  7. соединения (части) радиационной, химической и биологической зашиты и ин­женерных войск Минобороны России;
  8. аварийно-технические центры, специализированные отряды атомных электро­станций Минатома России;
  9. территориальные и объектовые нештатные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования;
  10. отряды и специалисты-добровольцы общественных объединений.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычай­ная ситуация, под непосредственным руководством соответствующей КЧС. Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средства­ми ликвидировать ее невозможно, то указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей КЧС, которая и осуществляет координа­цию и руководство ликвидацией данной ЧС. При недостаточности име­ющихся сил и средств могут привлекаться силы и средства федераль­ных органов исполнительной власти, в том числе и воинские формиро­вания.
Для ликвидации ЧС создаются резервные фонды финансовых и ма­териальных ресурсов.
Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществ­ляется автоматизированной информационно-управляющей системой органов МЧС России (АИУС РСЧС).

2. Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения при ведении военных действий

Предназначение и задачи ГО
Гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по под­готовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценно­стей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их. Организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности страны. Она осуще­ствляется по территориально-производственному принципу.
В соответствии с принципами государственной политики в области совершенствования и дальнейшего развития гражданская оборона есть особая военная функция защиты населения и территорий от экстремаль­ных ситуаций с обеспечением необходимой преемственности защитных мероприятий мирного времени в условиях войны.
Основные задачи ГО:

  1. обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их;
  2. оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных дей­ствий или вследствие их;
  3. эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  4. предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
  5. осуществление мероприятий по световой и другим видам маскировки;
  6. проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие их;
  7. первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военныхдей-ствий или вследствие их, медицинским обслуживанием, предоставление жилья и приня­тие других необходимых мер;
  8. борьба с пожарами, возникающими при ведении боевых действий или вследствие их;
  9. обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическо­му, биологическому и иному заражению;
  10. обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и другие необходимые мероприятия;
  11. восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие их:
  12. восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в воен­ное время:
  13. срочное захоронение трупов в военное время;
  14. разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необхо­димых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения;
  15. обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

Структура и органы управления ГО
Гражданская оборона организуется по территориально-производ­ственному принципу на всей территории Российской Федерации с уче­том особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприя­тий, учреждений и организаций (схема 7).
Территориальный принцип заключается в организации ГО на тер­риториях республик, краев, областей, городов, районов, поселков со­гласно административному делению Российской Федерации.
Производственный принцип состоит из организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.
Общее руководство ГО Российской Федерации осуществляет Пра­вительство Российской Федерации, которое:

  1. обеспечивает проведение единой государственной политики в вопросах ГО;
  2. руководит организацией и ведением ГО;
  3. издает нормативные правовые акты и организует разработку проектов феде­ральных законов в области ГО;
  4. определяет порядок отнесения территорий к группам по ГО в зависимости от численности проживающего на них населения и числа организаций, играющих суще­ственную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения:
  5. устанавливает порядок создания убежищ и иных объектов ГО, а также порядок накопления, хранения и использования в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств:
  6. осуществляет иные полномочия в области ГО в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации и указами Президента России.

За руководство ГО в республиках, автономных образованиях, кра­ях, областях, городах отвечают соответствующие руководители орга­нов исполнительной власти.
Руководство ГО в министерстве, ведомстве, учреждении (вузе), предприятии (объекте) независимо от форм собственности осуществ­ляют их руководители, являющиеся по должности начальниками граж­данской обороны (схема 8).
Схема 6 Руководство ГО в Российской Федерации


1


В Российской Федерации непосредственное управление ГО возло­жено на МЧС России. Принятые министерством в пределах своих пол­номочий решения обязательны для органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, предпри­ятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также должностных лиц и граждан. Начальники орга­нов управления по ГОЧС являются первыми заместителями соответ­ствующих начальников гражданской обороны (НГО), Органы управле­ния ГО приведены на схеме 9.
По согласованию между федеральным органом исполнительной вла­сти, специально уполномоченным на решение задач в области ГО, и субъектом Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут создаваться органы, осуществляю­щие управление ГО на территориях субъектов Российской Федерации и отнесенные к группам по ГО. Руководители указанных органов назнача­ются руководителем федерального органа исполнительной власти, упол­номоченного на решение задач в области ГО, из числа военнослужащих войск гражданской обороны по согласованию с НГО субъектов Российс­кой Федерации, территорий, отнесенных к группам по гражданской обо­роне в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для решения специальных задач наряду со штатными органами управления ГОЧС на всех уровнях создаются эвакуационные комиссии и комиссии по повышению устойчивости функционирования объектов экономики. Для координации деятельности территориальных органов в пределах нескольких республик, краев или областей используются региональные центры ГОЧС, являющиеся полномочными представи­телями МЧС России в регионах.


3. Структура ГО на объектах экономики
Гражданская оборона на промышленных объектах (далее - на объек­те) организуется для защиты персонала объекта и населения, проживающего вблизи него.
Основные задачи ГО на объекте:
• защита работающего персонала и населения от ЧС;
• повышение устойчивости функционирования объекта;
• проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах пора­жения и зонах катастрофического затопления.

На крупных промышленных объектах, как правило, предусматривается штатный заместитель НГО, являющийся в мирное время начальником структурного подразделения, уполномоченного на решение задач ГО, и основным организатором всех подготовительных мероприятий по ГО. Ему предоставляется право от имени начальника ГО отдавать приказы и распоряжения по вопросам гражданской обороны объекта.
Кроме штатного приказом НГО назначаются заместители: по рас­средоточению и эвакуации работающего персонала и членов их семей; по инженерно-технической части и материально-техническому снабже­нию. В отличие от штатного заместителя они не освобождаются от вы­полнения своих основных служебных обязанностей.
Заместителем НГО по рассредоточению и эвакуации является заме­ститель руководителя объекта по общим вопросам. В его функции вхо­дят разработка плана рассредоточения, организация подготовки мест в загородной зоне и перевозка туда людей, доставка рабочей силы к месту работы, руководство службой охраны общественного порядка.
Обязанности заместителя НГО по инженерно-технической час­ти возлагаются на главного инженера предприятия. Он руководит пе­реводом предприятия на особый режим работы, мероприятиями по повышению устойчивости его функционирования в мирное и военное время, а также при угрозе нападения службами аварийно-техничес­кой, противопожарной, убежищ и укрытий, осуществляет техничес­кое руководство аварийно-спасательными и другими неотложными работами.
Заместителем ИГО по материально-техническому снабжению на­значается заместитель (помощник) руководителя объекта по этим воп­росам. Он обеспечивает накопление и хранение специального имуще­ства, техники, инструмента, средств защиты и транспорта. На него воз­лагаются материально-техническое обеспечение работ по строительству укрытий, проведение мероприятий по размещению и эвакуации, спаса­тельных и других неотложных работ. При угрозе нападения противни­ка он организует рассредоточение запасов сырья, продовольствия и уни­кального оборудования.
Структурное подразделение объекта, уполномоченное решать зада­чи ГО, создается при НГО и является органом его управления. Состав подразделения (начальник отдела, его заместитель) зависит от значи­мости объекта и комплектуется как штатными работниками ГО, так и дополнительными лицами, не освобожденными от основных обязаннос­тей. Его работа организуется на основании приказов, распоряжений и указаний НГО объекта, вышестоящего штаба и решений органов уп­равления по делам ГОЧС.
Подразделение обеспечивает своевременное оповещение об угрозе ЧС природного и техногенного характера и осуществляет мероприятия по защите рабочих, служащих и населения подведомственных рабочих поселков от оружия массового поражения. В его обязанности входят
разработка, корректировка и организация выполнения плана ГО объек­та, контроль за обучением рабочих и служащих по ГО и подготовка гражданских организаций гражданской обороны.
Вне зависимости от характера производственной деятельности на объекте по решению руководителя могут создаваться службы ГО: опо­вещения и связи, медицинская, радиационной, химической и биологи­ческой защиты, охраны общественного порядка, противопожарная, энер­госнабжения и светомаскировки, аварийно-техническая, убежищ и ук­рытий, транспортная, материально-технического снабжения и другие (схема 11). На них возлагается выполнение специальных мероприятий и обеспечение действий формирований при проведении аварийно-спа­сательных и других неотложных работ.
Руководство службами осуществляют начальники, назначаемые приказом НГО объекта из руководителей отделов, цехов, на базе кото­рых они созданы. На них возлагается поддержка в постоянной готовно­сти сил и средств служб, участие в разработке плана ГО объекта и необ­ходимых документов служб, своевременное обеспечение подчиненных формирований специальным имуществом и техникой.


Схема II
Классификация служб ГО в зависимости от выполнения задач


1


Служба оповещения и связи создается на базе узла связи объекта. Она организует своевременное оповещение руководящего состава, ра­бочих, служащих и населения рабочих поселков объекта об угрозе ЧС, связь и поддержание ее в состоянии постоянной готовности к работе, устраняет аварии в сетях связи, находящихся в очаге поражения.
Медицинская служба организуется на базе медсанчасти (здрав­пункта, поликлиники) и обеспечивает комплектование, обучение и поддержание в готовности медицинских формирований, накопление запасов медимущества и медицинских средств индивидуальной защиты, медицинскую разведку и санитарно-эпидемиологическое наблюдение, медпомощь пораженным и эвакуацию их в лечебные учреждения, а также медицинское обеспечение рабочих, служащих и членов их семей в местах рассредоточения и эвакуации. Началь­ник службы — главный врач,
Служба радиационной, химической и биологической защи­ты разрабатывает и осуществляет мероприятия по защите людей, пун­ктов питания, складов продовольствия от воздействия радиоактивных, химических и биологических веществ, В ее обязанности входят: орга­низация подготовки формирований радиационной, химической и биоло­гической защиты; контроль за состоянием средств индивидуальной за­щиты и специальной техники, а также за облучением и заражением лич­ного состава; ведение радиационной и химической разведок; ликвидация очагов радиоактивного и химического заражения.
Служба охраны общественного порядка формируется из подраз­делений ведомственной охраны и народных дружин. Она обеспечивает охрану объекта, поддержание общественного порядка во время прове­дения аварийно-спасательных и других неотложных работ, содействует своевременному укрытию работающих по сигналам оповещения, на­блюдает за режимом светомаскировки.
Служба энергоснабжения и светомаскировки - отдел главно­го энергетика - разрабатывает мероприятия, обеспечивающие беспе­ребойную подачу газа, топлива или электроэнергии на объект, осна­щение уязвимых участков энергетических сетей средствами защиты, первоочередные восстановительные работы на энергосетях и свето­маскировку.
Аварийно-техническая служба создается на базе производствен­ного, технического или отдела главного механика. Разрабатывает и про­водит мероприятия по защите уникального оборудования, повышению устойчивости основных сооружений, специальных инженерных сетей и коммуникаций, а также неотложные работы по локализации и ликви­дации аварий на коммуникациях и сооружениях объекта.
Служба убежищ и укрытий организуется на базе строительных це­хов отдела капитального строительства или жилищно-коммунального. Она осуществляет разработку расчетов для укрытия рабочих, служащих и членов их семей в рабочих поселках. Обеспечивает готовность убежищ и укрытий и контроль за правильностью их эксплуатации. Организует стро­ительство защитных сооружений. Участвует в проведении аварийно-спа­сательных и других неотложных работ при разборе завалов.
Транспортная служба базируется в гараже. Она разрабатывает и осуществляет перевозки, связанные с рассредоточением рабочих и слу­жащих и доставкой их к месту работы; организует подвоз сил и средств к очагу поражения; перевозит пораженных; проводит работы по обез­зараживанию транспорта.
Служба материально-технического снабжения развертывается на базе этого отдела. В ее функции входят: снабжение формирований ГО всеми видами специальной техники, имущества и продовольствия; организация ремонта и подвоза к участкам работ техники и имущества, их хранение и учет; обеспечение рабочих и служащих предметами первой необходимости как на самом предприятии, так и в местах рассредото­чения.
На небольших предприятиях службы ГО обычно не создаются, а их функции выполняют структурные органы управления этих объектов.


Силы ГО
Для непосредственного ведения работ, связанных с выполнением задач Гражданской обороны, создаются силы ГО. Структура этих сил приведена на схеме 12.


Схема 12 Состав сил ГО

1


Деятельность войск ГО осуществляется с момента объявления со­стояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на террито­рии страны или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, ка­тастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих про­ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий и вследствие этих действий, на базе предприятий, организаций и учреждений создаются гражданские орга­низации гражданской обороны. В них могут зачисляться граждане Рос­сийской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизаци­онные предписания, инвалидов 1-й, 2-й и 3-Й групп, беременных жен­щин и женщин, имеющих детей до 8-летнего возраста, а также женщин со средним и высшим медицинским образованием, имеющих детей до 3-летнего возраста.